вторник, 2 апреля 2019 г.

Игры, в которые играют люди

«Мы перестаем играть не потому, что стареем. Мы стареем, потому что перестаем играть», – говорил Бернард Шоу, а он ведь так хорошо умел формулировать.

В последнее время многие (так называемые взрослые) люди, следуя напутствию Б. Шоу, то и дело сдают «тест» на психологическую, эмоциональную и любую другую внепаспортную молодость. Взрослые люди играют в настольные игры. Они завоевывают земли, расследуют убийства, торгуют коврами, спасаются при кораблекрушении, угадывают слова, выбирают стратегии и просчитывают ходы. Участие детей в настольных играх при этом необязательно, а порой и нежелательно вовсе.
Идея домашних посиделок, созванных специально, чтобы поиграть в настольные игры, подхватывается, как веселый куплет, и перепевается на разные лады. В кафе и клубах, ориентированных больше на общение, чем на еду, все чаще проходят специальные игровые вечера. Увлечение настольными играми становится популярным и заметным настолько, что впору говорить о тенденции.
Между нами, взрослыми
Конечно, настольные игры (то есть такие, которые предполагают использование стола или поля и перемещение предметов) появились не вчера и даже не сто лет назад. Исторические справки отсылают нас к гробницам египетских фараонов и сообщают дату – четвертое тысячелетие до нашей эры, когда появилась игра «Сенет», отдаленно напоминающая современные шашки. Позже появились нарды, карточные игры, чатуранга (индийская игра — прародительница шахмат), домино. И вряд ли кто-то из древних взрослых подпускал к игровому полю своих детишек... На самом деле настольные игры никогда не были детским развлечением.
«В XVIII – XIX вв. существовали различные салонные настольные игры. Самая известная в мире настольная игра «Монополия» появилась еще в 1934 году. И в дальнейшем индустрия настольных игр на Западе только развивалась, – говорит Сергей Мачин, отечественный геймдизайнер, компания «Правильные игры», – В России до революции издавалось множество настольных игр семейной и образовательной направленности. По неясным причинам в СССР настольные игры стали считаться детским развлечением. Взрослые предпочитали классические карточные игры».
Возвращение к настольным играм как к способу украсить досуг взрослых людей у нас в стране началось лет десять – пятнадцать назад. И лишь за несколько последних лет зародилась еще и мода на настольные игры. Сейчас в Петербурге можно найти довольно много мест, где организованно или спонтанно люди играют в настольные игры. Вот лишь несколько паролей-явок: магазин «Хоббит», кафе «Край света», бар «SПБ», клуб «Книги и кофе», клуб «Саргона», кафетерий «В-Месте».
«Растущий интерес к настольным играм связан с тем, что в России наконец-то стали продаваться европейские игры. Поначалу пришлось бороться со стереотипом, что настольные игры – это для детей. В Москве и Петербурге от этого убеждения уже избавились, а за ними подтягиваются и остальные города», – говорит Андрей Лучко, отдел разработок компании «Сквирл».
«В Россию единовременно пришло все лучшее, что было наработано этой индустрией на Западе за последние полвека, – добавляет Сергей Мачин. – Но пока увлечение нельзя назвать массовым, скорее бурно развивающимся».
«Каждый месяц мы получаем несколько новинок, а порой даже с десяток», – говорит Наталья Семенихина, исполнительный директор компании «Игровед» в Петербурге.

Вклад характера
Нынешнее мировое богатство настольных игр покоряет: в Интернет-базе данных www.boardgamegeek.com зарегистрировано порядка 60 тысяч названий настольных игр. В реальности их едва ли не в два раза больше. Чтобы не потонуть в разнообразии, разработчики, продавцы и увлеченные игроки придумывают, как лучше их систематизировать.
Как рассказывает Светлана Федорова, продавец-консультант сетевого магазина игр, если человек не знает, какую игру выбрать для себя, полезно спросить о его предпочтениях в жизни – что любит, чем увлекается. «Есть игры для двоих или для спокойной камерной компании, собравшейся за чаем, – говорит Светлана, – Есть душевные, уютные игры для всей семьи: они сближают родителей и детей, оттаскивают и тех, и других от компьютера.
Для людей, которым только дай «подложить свинью» товарищу, есть свои предложения. Специальная категория игр помогает развитию – памяти, общего интеллекта, стратегического, абстрактно-логического или пространственного мышления. Ну а лидеры продаж – это party games (игры для вечеринок, для больших компаний), рассчитанные на артистичных участников, которые не стесняются проявить себя или выглядеть смешно».
Кроме того, все большей популярностью пользуются ролевые игры (в простом варианте это «Мафия»), где участники выбирают себе персонажа, выстраивают взаимоотношения друг с другом, развивают историю. В таких играх обязательно есть ведущий и есть сценарий, где, впрочем, не прописаны реплики, а даны лишь ключевые моменты сюжета.
Сергей Мачин добавляет еще одну категорию – игры, перенесенные на стол из компьютера: «Практически все популярные компьютерные игры реализованы в настольном варианте. А планшетные устройства вроде iPad оказались идеальны для переноса на них настольных игр практически в неизменном виде. Я уверен, в ближайшем будущем многие игры будут выпускаться почти одновременно в форматах настольной игры и игры для планшетных компьютеров».
Могут ли бумажные игры перещеголять по популярности компьютерные? Эксперты в один голос говорят: «Да!», – и это уже происходит. Ведь в настольных играх есть один компонент, выгодно отличающий их от компьютерных, – живой контакт человека с человеком.

Мостик между «ты» и «я»
Еще несколько лет назад люди с охотой переписывались в интернет-чатах и там же, в Интернете, знакомились, спрятавшись друг от друга за мониторами, Теперь таращиться в компьютер надоело. А познакомиться в Интернете с настоящим человеком, а не с роботом, становится сложнее. Потерявшая изрядную долю «экологичности», Всемирная сеть сдает свои козырные карты – чему бы вы думали? – общению глаза в глаза. Бывшие неугомонные обитатели интернет-пространства, выспавшись как следует и надев свежий костюмчик, отправляются – куда бы вы думали? – в магазины игр, на тематические вечеринки и игротеки.
«В обычные кафешки люди нередко теперь приносят игры. Однажды мы с приятелем сидели играли в «Мистера Джека», детектив на двоих. Подошел официант, а это был уже конец рабочего дня, начал расспрашивать, подсел. В итоге мы стали играть по очереди», – рассказывает Светлана Федорова.
«Мы делали проект, в рамках которого в самые разные «настолки» играли не только студенты и офисные работники, но и бизнесмены и даже звезды. Полсотни человек собирались дважды в неделю. Так что, если вы еще не играете в настольные игры, значит, вы либо не пробовали, либо играли не в то и не с теми», – говорит Андрей Лучко.
«Игра позволяет людям сделать то, что себе не позволяешь в повседневной жизни, — покричать, подурачиться, побаловаться. Возможно, под «маской» игры в азарте люди показывают себя такими, какие они есть на самом деле, – размышляет Наталья Семенихина, – Я никогда бы не подумала, что меня будет не оторвать от «Вампирчиков» или от «Тик Так Бумм»!»
Например, ты думал, что твой приятель – тихоня и лапушка, а в игре он выбирает стратегию нападения («Каркассон»). Думал про себя, что проворный и сообразительный, а в игре, где требуется быстрая реакция, «зависаешь» (Alias). Думал, что теща и мухи не обидит, а она возьми да навредничай («Манчкин»). Не говоря уже об играх на ассоциативное мышление («Диксит»), вскрывающих в участниках и творческие задатки, и припрятанную агрессию.
В общем и целом настольные игры воплощают вечные ценности – развитие, общение, радость, творчество. А сказав себе: «Это просто игра», – люди выпускают на волю воображение, расслабляются и, пожалуй что, становятся ближе к себе.
Получается, что настольные игры – это не только повод для знакомства, но и терапия, освобождающая от тугих воротничков и внутренних зажимов. В этом смысле примечательно, что крупнейшие производители настольных игр находятся в Германии, а 80% добропорядочных немецких семей хранят дома парочку-другую настольных игр.

Малый мир
Что касается отечественных разработчиков игр и добропорядочных российских домов, то до внятных цифр еще далеко. Разработчиков примерно столько же, сколько пальцев на одной руке. Игроки – хоть одиночки-любители, хоть дружные семьи – не подвергнуты математической обработке. Рынок настольных игр в процессе становления. Производство дорого.
«Разработчики настольных игр в России – это фанаты своего дела, для которых настольные игры были когда-то хобби и только потом превратились в бизнес, – рассказывает Сергей Мачин. – Для меня создание игр – это возможность «малого творения», возможность создать маленькую модель мира и посмотреть, как она будет сама жить и развиваться, когда в мою игру будут играть другие люди».
«Производство настольных игр – очень увлекательный процесс. Это как создание целого мира со своей физикой и законами», – соглашается Андрей Лучко.
Хотя серьезной конкуренции с западными продуктами пока не получается, российские авторы игр потихоньку набирают профессионализм; это признают и продавцы игр. Ассортимент в магазинах радует глаз. Покупатели все охотнее достают кошельки. Есть основания полагать, что со временем настольные игры станут частью повседневной культуры, в которой «серьезное лицо еще не признак ума».

Комментариев нет:

Отправить комментарий