четверг, 28 мая 2020 г.

Тенденции художественно-декоративного освещения городской среды


освещения городской среды

Наталия Войко

Доцент кафедры градостроительства Киевского Национального Университета Строительства и Архитектуры



Жизнь современного города невозможна без искусственного освещения. Большинство жителей предпочитают отдыхать и общаться в вечернее время, а для ряда профессий и рабочее время в городских пространствах совпадает с темным временем суток, которое более продолжительно в осенне-зимний период.


Но что же такое свет? Многие, даже и не знают, что исследования Исаака Ньютона не ограничиваются падающим с дерева яблоком


Пропустив солнечный луч через стеклянную призму, он обнаружил, что белый свет на самом деле состоит из семи различных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового, т.е. цвет на самом деле создается светом. Без света мир погружается во тьму. Следуя Ньютону, который продемонстрировал, что белый свет образуется спектром различных цветов, Организация Объединенных Наций пытается донести до всего мира важность света в построении более устойчивого и мирного будущего. И в связи с этим провозгласила 2015 год МЕЖДУНАРОДНЫМ ГОДОМ СВЕТА И СВЕТА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ.


Всю историю развития искусственного освещения можно разделить на два периода: «доэлектрический» и собственно «электрический».


1. На протяжении всего первого периода принцип освещения оставался неизменным: источником искусственного света было пламя горящего дерева, фитиля или струя газа. Фитильный светильник был создан в V веке до нашей эры в Греции, и этот технический принцип оставался главным для источников искусственного освещения в течение почти на протяжении 25 веков.


2. Второй период начинается с изобретения электрической лампочки накаливания и насчитывает не более двух веков. Он поистине революционный в развитии осветительной техники. И мы можем наблюдать, как на наших глазах световые технологии проникают в различные сферы деятельности: содействуют решению глобальных проблем энергообеспечения, образования, сельского хозяйства, здравоохранения и др.


В последние десятилетия были открыты невероятные возможности технологий использования света для архитектуры и дизайна. Технический прогресс изменил вид окружающего нас мира и создал совершенно новые условия жизни. Что в свою очередь привело к созданию новых типов домов, новой архитектуры и дизайна внешней среды.


Эстетическая функция электрического света, в наружном освещении некоторых объектов и в световой рекламе, стала доминирующей уже в 20-х годах XX столетия. Складывалось понимание искусственного освещения как самостоятельного элемента или раздела архитектуры, а света — как архитектурного материала и средства художественной выразительности. Родились совершенно новые понятия — "архитектурное освещение" и "световая архитектура". Термин "световая архитектура", возник в 30-е года ХХ века в связи с экспериментами талантливого архитектора А. Шпеера, любимца А. Гитлера, который предложил организовывать пространство светом. Так во время Олимпийских игр в Берлине (1936г.) арена по периметру была окружена мощными зенитными фонарями, свет которых был направлен в небо. Столбы света создавали иллюзорный объект, производивший на очевидцев ошеломляющий эффект.


Позднее термин «световая архитектура» применялся к ночным небоскребам. Днем, облицованные зеркальными панелями, здания отражали окружающую среду и были непроницаемыми для глаз, ночью, когда загорались окна, наоборот, становились полностью просматриваемыми. Их образ формировал интерьерный свет.


В 20-е годы XX века архитекторы советского авангарда, функционалисты и экспрессионисты широко использовали эффекты света в своих проектах. Эстетика "интернациональной" архитектуры из стекла и металла ярко звучала в офисных зданиях в послевоенные годы, когда интерьеры залил свет люминесцентных ламп, и здания Г. Баншафта, Л. Мис ван дер Роэ, Ф. Джонсона, Д. Понти и др. архитекторов обнажившие свое ранее невидимое "нутро", радикально изменили свой дневной тектонический и образный характер.


Сегодня искусственное освещение является обязательным элементом инженерно-технической инфраструктуры города. В то же время в теории и практике современного градостроительства явно недооцениваются созидательный потенциал и богатейшие возможности наружного освещения. Художественная интерпретация архитектурной среды, традиционно проектируется с расчётом на условия дневного зрительного восприятия. А наружное освещение входит в раздел инженерного оборудования городских территорий, и, к большому сожалению, не включает вопросы эстетики.


Несмотря на это в городах повышаются уровень искусственного освещения, расширяются освещаемые площади. Городская среда становится светлее и комфортнее. Изменяется и усложняется городской колорит (от монохромного тепло-белого света при лампах накаливания во всех городских зонах в первой половине XX века - к цветному освещению). Совершенствуется световой масштаб городской среды. Расширяется диапазон осветительных установок. Вместо обычных фонарей начала века появилась широкая палитра светильников. Искусственное освещение становиться мобильным динамичным и эффективным элементом ночного города.


В этой связи, необходимо также обратить внимание на такую проблему как световое загрязнение окружающей нас среды, связанное с засвечиванием ночного неба искусственными источниками – световой смог. Свет от уличных источников, рекламы, различных свето-представлений рассеивается в нижних слоях атмосферы, мешает проведению астрономических наблюдений и изменяет биоритмы живых существ.


Кроме того это приводит к расточительству электроэнергии, влияет на цикл роста многих растений, сбивает с пути перелетных птиц. Не до конца исследовано воздействие светового загрязнения на организм человека. Замечены отклонения в гормональном балансе, связанным с воспринимаемым циклом дня и ночи (менее крепкий сон, быстрая утомляемость).


В этой связи необходимо четко выявить функции наружного освещения.


Принято считать, что наружное освещение выполняет две основные функции.


Первая функция – градостроительная, которая предполагает декоративно-художественное освещение в темное время суток подчеркивает художественные, эстетические качества объектов архитектуры и раскрывает творческие замыслы авторов. Наружное освещение влияет на восприятие формы и цвета объекта и делает в ночные часы то, что делает архитектура в течение дня: структурирует и организовывает пространственную среду.


Вторая – социальная, позволяет увеличить время общения жителей города за счет использования освещения и создает особую торжественную обстановку в зоне общественной активности. Профессиональное освещение уменьшает криминогенность обстановки, развивает в людях чувство вкуса, повышая, таким образом, культурный уровень общества.


Специфика освещения городских территорий, различных объектов и участков городской среды определяется в зависимости от их функционального назначения с учетом зрительного восприятия людей. При этом, определяя условия зрительного восприятия окружающего пространства, учитывают: разную скорость перемещения (транспортную и пешеходную), разные условия зрительной адаптации и контраст с окружением, разное поведенческое настроение горожан.


Среда транспортных магистралей, улиц, паркингов благодаря четкости ее пространственных границ и количеству и качеству света и световой информации резко контрастирует с пешеходными зонами.


Освещение городских пространств, осуществляют по типам в соответствии с функциональным назначением территорий: движение, общение, отдых.


Пространства общения это узловые элементы пешеходной структуры, представляющие собой локальные фрагменты городской среды, выделяющиеся функциональной активностью. На этих пространствах формируется композиционная взаимосвязь элементов благоустройства с природным окружением при помощи света и цвета, богатства приемов освещения, активности визуальной информации.


Пространства пешеходного движения требуют более технологичного освещения. Здесь главное значение имеет видимость на определенных расстояниях, ориентация в пространстве и чувство безопасности. На этих пространствах используется визуальная информация в виде световых указателей, табло, знаков, символов.


Пространство отдыха это локальные освещаемые участки в рекреационных зонах, где необходимо обеспечить возможность отдыха, свободного общения между людьми и контакты с природой. Здесь предпочтительна визуальная изолированность от окружения и благоприятная психологическая атмосфера, которую можно создать, используя камерный масштаб световых пространств и декоративную живописность световых композиций. И всеми этими вопросами сегодня занимаются дизайнеры света.


Современные дизайнеры света это люди, искусно владеющие технологий освещения как инструментом искусства, и использующие его в дизайне городской среды. Они создают эстетико-техническую культуру освещения.


Для создания современного профессионального наружного освещения городской среды дизайнеры света должны учитывать различные требования и условия – такие как психологическое восприятие ночного города, безопасность, защищенность и свободная ориентации в пространстве, выявление своеобразия города, идентификации городского пространства и пр.


Психологическое восприятие ночного города. Восприятие ночного города очень зависит от того, как он освещен. Освещение ночного города может вызвать чувство гостеприимства, теплоты, радости, даже волнения, или наоборот страха, нервной возбужденности и дискомфорта.


Безопасность обеспечивается за счет видимости препятствий при передвижении. Четкая видимость любой потенциальной помехи в окружающем пространстве позволяет избежать травм: ступени, пандусы и тому подобные сооружения должны быть видны. Правильно организованное освещение обеспечивает безопасное дорожное движение, успокаивающе действует на водителей автотранспорта и пешеходов, создает ощущение комфорта у жителей города.


Защищенность достигается предупреждением преступлений за счет использования освещения. Освещение защищает людей, их собственность и помогает удержать злоумышленников. Люди на улице судят о намерениях приближающихся пешеходов, на основании внешнего вида человека, его выражения лица. Жители города и его гости одинаково положительно оценивают чувство безопасности, которое возникает в хорошо освещенном месте. Плохо освещенный город не привлекает туристов, что сказывается на его экономике.


Ориентация в городе достигается путем организации дифференцированного освещения. Разница в освещении главных и второстепенных дорог, а также освещение ориентиров на местности, например, освещение куполов церквей, высоких зданий и мостов помогает ориентации в городе.


Своеобразие и образность городских районов или освещаемых объектов в вечернее и ночное время выявляется путем подчеркивания светом определенных черт (например, стилевых особенностей, деталей архитектуры или привлекательных природных элементов). Даже скучный фасад административного здания можно превратить в волнующую живую, туристическую достопримечательность.


Гибкость и динамичность искусственного освещения по сравнению с плавными изменениями естественного освещения позволяет создавать новые зрительные образы городского ландшафта. Многие освещаемые объекты становятся символами определенных мест. Одним из характерных примеров является Эйфелева башня. Это сооружение очень впечатляюще выглядит днем, но подсвеченное ночью на фоне темного окружения оно еще в большей степени завладевает взглядами. Другим примером такого рода является освещение Триумфальной Арки, сооружения-символа, ассоциирующегося у многих с деловым центром Парижа.


Реклама за счет использования освещения эффективно идентифицирует городские объекты (торговые, промышленные предприятия и другие общественные здания и сооружения). Реклама помогает в привлечении посетителей и формировании позитивного образа компании. Но в то же время нельзя не учитывать проблему визуального хаоса, создаваемую конструкциями свето-рекламных установок на фасадах и крышах зданий, которые игнорируют, а иногда практически уничтожают их архитектуру за счет создания световых или свето- и цвето-динамических рисунков с использованием различных текстовых, знаковых, орнаментальных и изобразительных элементов. Проблему визуального хаоса в развитых странах решают регламентирующими мерами.


Особое направление в освещении породило широкое применение газосветных ламп, так называемое «неоновое искусство». Эти тенденции ведут к «медиа-архитектуре» с новыми концепциями пространства и времени.


Зрелищность динамичных световых эффектов приобретает все большую популярность. Современные системы управления путем изменения интенсивности, цвета и направления падения излучения позволяют создавать световые представления для организации развлечений, веселья и отдыха в городе. Подобные шоу могут быть адаптированы ко времени дня или года, окружающей температуре или скорости ветра. Их можно дополнить звуком, движущей водой или каким-либо другим специальным эффектом.


Все вышеперечисленные требования и условия во многом взаимосвязаны и формируются путем применения соответствующих приемов. Для освещения архитектурных объектов используются различные приемы освещения. Например, заливающее освещение фасадов зданий, с выделением при помощи светотеней его структуры, декоративно-пластических элементов, объема, фактуры; освещение контуров крыш, как элементов венчающих здание или высвечивание горизонтального орнамента карниза; выделение силуэта колон с положительным или отрицательным контрастом относительно фона; освещение доминирующих объектов: мостов, культовых сооружений, важных общественных зданий; освещение парковых объектов: скульптур, монументов, МАФов, подсветка ландшафтных композиций, солитеров, групп деревьев, водных источников, фонтанов и т. д.


Выбор средств освещения определяется архитектурным образом объектов или самим ландшафтом и композиционным замыслом автора. Можно сделать вывод, что светотехника в наши дни - важный компонент организации городской среды. Профессиональное освещение городских объектов - это не только комфорт и безопасность людей в темное время суток, но и мощный инструмент в руках дизайнера, позволяющий моделировать различные аспекты эстетического восприятия внешней среды.


Таким образом, сегодня определилась новая сфера профессиональной деятельности, направленная на решение освещения в архитектурных и в градостроительных проектах. Схема работы архитекторов и градостроителей с инженерами-светотехниками и дизайнерами света - аналогична «классической» схеме сотрудничества зодчего и конструктора в традиционной (материально-пространственной) архитектуре. В световой архитектуре главное - создание выразительного архитектурно-светового образа городской среды


Комментариев нет:

Отправить комментарий